Санкт-Петербургская
общественная организация
Ветеранов
Главная » Школа патриотического воспитания » Пропавшие в кинохронике

Пропавшие в кинохронике

«Плачьте, но снимайте»

«Стоп, снято!» – звучат голоса фото- и видеооператоров во дворе «Ленфильма». В кадре – ветераны и волонтеры проекта «Школа патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях старшего поколения».  Сегодня они не актеры, а посетители уникальной выставки «Пропавшие в кинохронике». Пока до начала несколько минут, есть время пообщаться и сделать снимки на память.

Волонтеры, студенты журналистских факультетов петербургских вузов, помогают ветеранам пройти в легендарный пятый павильон киностудии «Ленфильм». Сегодня сюда приглашены представители ветеранской организации Выборгского района Санкт-Петербурга – активные участники спортивно-оздоровительной программы «Третий возраст» (многие из них успешно сдали нормы ГТО и получили «золотой значок»). Возглавил группу Владислав Бакальчук, заместитель председателя Совета ветеранов Выборгского района Санкт-Петербурга. 

Стены на входе здесь украшены портретами любимых киногероев. «Потому, потому, что мы пилоты. Небо наш, небо наш родимый дом...» – внезапно слышится в первых рядах. Так, песней, группа создает себе настроение перед экскурсией. Прежде чем ветераны пройдут в павильон, организаторы просят надеть наушники и прослушать небольшой инструктаж, без которого сложно понять, какое зрелище вас ожидает.

Наконец входим в зал, который с первых метров шокирует достоверностью деталей. Здесь на нескольких десятках квадратных метров застыли фигуры работников поисковых отрядов, поднимающих останки павших воинов Великой Отечественной войны.

 – Очень достоверно показаны работы поисковиков на Невском пятачке, – делится впечатлениями Владислав Бакальчук. – Война закончится тогда, когда будет поднят последний павший воин. У меня много знакомых занимается этой работой. Они очень радуются, когда удается установить имя и звание тех красноармейцев, которых поднимают. Это важно.      

Аудиорассказ ведет группу дальше. Диктор зачитывает реальные письма работников киностудии, которые трудились корреспондентами в военные годы. Один зал – одно письмо с фронта. Всего в трехмерной панораме пятнадцать комнат, разных тематических зон, каждая из которых – отдельный эпизод, происходящий на территории Советского Союза и соседних стран: от Ленинграда до Берлина. Вся выставка целиком – это дорога через войну.

Масштаб инсталляции «Пропавшие в кинохронике» действительно поражает: она занимает площадь целого съемочного павильона «Ленфильма», легендарной «пятерки», – это свыше 2000 квадратных метров. Впрочем, большая часть отдана именно под декорации: они массивные, многослойные и предельно реалистичные. Тут горы Кавказа, льды Арктики, коридоры студийного бомбоубежища, сельский сад и даже опустевшая столица Германии после взятия Рейхстага.

В залах в натуральную величину воссозданы не только элементы пейзажа, но и макеты различных зданий, техники, предметов быта и прочего. А у полноразмерных человеческих фигур, солдат и гражданского населения, есть реальные прототипы: легенды советского кино – участники Великой Отечественной войны (Юрий Никулин, Владимир Басов, Элина Быстрицкая и другие), кинооператоры и сотрудники «Ленфильма» (например, Мария Сухова, Евгений Шапиро). Для этого использовались тысячи архивных фотографий и километры пленки, оригинальные предметы прошлого. Каждый посетитель может ощутить близость истории, реальность прошлого и его связь с настоящим. К тому же организаторы позволяют не только смотреть на бутафории, но и трогать их.

– Я вспомнил все, что было в дни моей молодости, – делится участник Великой Отечественной войны Валентин Иванович Богданов. – Как защищал небо Ленинграда в блокаду, как освобождал мой любимый город, а затем гнал нацистов из Прибалтики. Я восхищен. Здесь в деталях показан весь боевой путь – от Невского пятачка до Берлина.

Над деталями, которые погружают зрителя в исторический контекст, работали более ста человек, в том числе бутафоры, художники, реквизиторы, костюмеры и волонтеры. Тщательно подготовленные элементы декораций погружают в атмосферу военных лет и позволяют своими глазами увидеть, как жили и трудились не только работники советской киноиндустрии, но и простые граждане. Высокая правдоподобность и историческая достоверность выставки не оставили равнодушными и ветеранов, которые пришли ознакомиться с ней. Один из них, рассматривая зал, посвященный Ижорскому заводу, вспомнил, как и сам работал, будучи маленьким мальчиком, чтобы помочь фронту и прокормить семью.

– Когда мне было 13 лет, пришлось работать на заводе имени Я. М. Свердлова, изготавливать снаряды для фронта. Но я был такого маленького роста, что мне приходилось вставать на два деревянных ящика, чтобы доставать до токарного станка. Взглянул сейчас на фигуру мальчика, представленную в экспозиции, и подумал: это я во время войны. Очень правдоподобная и интересная выставка, – вспоминает и делится впечатлениями Анатолий Петрович Спиридонов, капитан 1-го ранга.

Воспоминания, отраженные в инсталляции, произвели впечатление и на молодое поколение – ребят  из «Школы патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях старшего поколения», созданной Советом организации ветеранов Санкт-Петербурга. Екатерина Бондаренко, одна из волонтеров, которые посетили мероприятие вместе с ветеранами, тоже отметила «Ижорский» эпизод, а также заметила, что выставка «легко воспринимается» благодаря синтезу визуальной и звуковой составляющих. Первое – во многом заслуга сотрудников «Ленфильма» тех времен.

– Удивительно, как людям удавалось одновременно защищать страну от врага и снимать не только хронику боевых действий, какие-то кадры для потомков, но и развлекательное кино. Это достойно огромного уважения, – отмечает девушка.

Вечной памяти всех защищавших нашу страну людей, в том числе и сотрудников «Ленфильма», посвящен последний зал – «Возвращение». Поезд, полный счастливых фронтовиков, которые возвращаются домой. А где-то за ним, на путях, еще один – с теми, кто погиб, но внес неоценимый вклад в победу и светлое будущее своих потомков.

Дара Косенко, Алексей Молчанов

Фото Никита Хлебников

 Врезка.

Экспозиция  «Пропавшие в кинохронике» – проект творческой мастерской «Невский баталист». Выставка посвящена тем, кто в тяжелые годы войны продолжал снимать кино, фиксировать хронику боевых действий, запечатлевать историю нашей страны,–  военным корреспондентам, кинооператорам, фотографам, режиссерам и другим сотрудникам «Ленфильма».  Экспозиция готовилась восемь месяцев и открылась для посещения в апреле 2022 года. Это не единственный панорамный проект, посвященный Великой Отечественной войне, который подготовила команда «Невского баталиста», однако первый постоянный в Санкт-Петербурге.