Санкт-Петербургская
общественная организация
Ветеранов
Главная » Ветераны ВМФ воспитывают молодых патриотов

Новый взгляд на любовь к Отечеству

О патриотизме в последнее время много говорят и в СМИ, и в социальных сетях. В 2022 году этот термин приобрел особенную популярность в нашей стране. Но что скрывается за этим понятием? Об этом говорили на X Молодежном патриотическом форуме в Кронштадте. Там побывали делегация Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и волонтеры проекта «Школа патриотического воспитания».

 

Масштабное событие посвятили 320-летию со дня образования Санкт-Петербурга, а также Году педагога и наставника. Как сформировать правильный взгляд на прошлое, настоящее и будущее нашей страны у молодежи? Ответы на эти вопросы в острой и откровенной дискуссии искали деятели культуры, искусства и образования, представители органов власти, эксперты, журналисты и блогеры, руководители и активисты общественных организаций.

   Тон откровенной беседе задали почетные гости: вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, заместитель директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» Иван Радько, председатель Совета Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Геннадий Фоменко, а также заместитель председателя Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Исай Кузинец.

     — Воспитание подрастающего поколения на основе ценностей патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре по праву находится в числе значимых, общенациональных задач. Это слова нашего президента Владимира Путина. Мы воспринимаем их как поручение. Сегодня перед нами стоят очень серьезные задачи, и решение этих задач требует новых подходов, новых механизмов, — отметил, обращаясь к участникам форума, Борис Пиотровский.

   Открылось пленарное заседание церемонией награждения победителей ежегодного городского смотра-конкурса почетных караулов среди молодежи Санкт-Петербурга Пост № 1 «Эстафета Памяти — Почетный караул», посвященного юбилейный датам Победы в Великой Отечественной войне. Победителями стали команды из Адмиралтейского, Фрунзенского, Калининского, Московского районов Санкт-Петербурга. Ребята лучше других продемонстрировали навыки строевой подготовки, несения почетного караула и возложения гирлянды, знания истории Великой Отечественной войны.

    Главной темой дискуссии стал разбор фундаментальных существующих понятий термина «патриотизм». Организаторы предложили рассмотреть 10 граней «патриотизма»: «Педагогику», «Служение Отечеству», «Культуру», «Спорт», «Медиа», «Экологию», «Семью», «Науку», «Историю» и «Добровольчество». Участникам форума предложили проголосовать при помощи мобильных телефонов по вопросу, какая из них является наиболее ценной и требующей наибольшего внимания. Обсуждались и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и наставники, занимающиеся воспитанием школьников и студентов.

— У нас мало патриотических аналитических программ, созданных «на языке» молодежи, созвучных им и соответствующих современности, — отметил Исай Кузинец. — С молодежью нужно говорить об истории. Все время, пока существует наше государство, оно переживало трудные времена. По границам находились народы и государства, испытывающие огромную зависть и ненависть к России. Во-первых, из поколения в поколение на генном уровне это воспитало у нашего народа два чувства: удивительное чувство патриотизма и любовь к Родине, а во-вторых, понимание необходимости ее защиты.

   Обсуждение продолжилось на тематических секциях: «Морское наследие», «Патриотическая работа в образовательной среде», «Наследие поколений», «Адаптация участников СВО» и «Киберсоциализация в патриотическом воспитании».

     — Я подразумеваю под патриотизмом выход за пределы красивой риторики и лексики о том, как важно любить Родину, — отметил председатель регионального отделения РДДМ «Движение первых» Егор Киреев. — Нужно проявлять данное чувство через конкретную деятельность. Это может быть добровольчество, труд в некоммерческих организациях, это может быть познание Родины при помощи путешествий, чтения книг, изучения истории.

   В культурную часть форума вошел показ российских художественных фильмов «Нюрнберг» и «28 панфиловцев». Также эксперты и активисты встретились с известным российским путешественником журналистом и автором многих статей и книг о путешествиях Виталием Сундаковым.

        — Из мероприятий форума мне стало ясно, что патриотизм должен быть деятельностным, — поделилась волонтер «Школы патриотического воспитания» Александра Дорофеева. — Недостаточно говорить правильные слова, нужно подкреплять их добрыми делами.

Сергей Федоров

 

Ветераны ВМФ воспитывают молодых патриотов

 

Ветераны ВМФ ведут активную патриотическую работу. Они направляют работу девяти школьных музеев в Московском, Невском, Кировском, Красносельском, Фрунзенском, Красногвардейском и других районах.Проводят уроки мужества и встречи с детьми в школах — № 507, 585 (В.А. Бабин), № 134 (И.В. Иванов), № 527 (И.А. Андриянов), № 504 (И.К. Курдин). А.П. Андреев сотрудничает со школами № 191 и 532 (Музей блокады), Нахимовским училищем, Домом технического творчества «Охта», его судомодельным кружком, занявшем 1 место во Всероссийском конкурсе, где Главнокомандующий ВМФ России вручил детям награды. В 2014 году молодым кораблестроителям был вручён грант президента РФ за изготовление модели пл. 641 пр. «Б­36». Учащиеся школы № 489 (И.И. Миркитантов, А.П. Чирков) дружат с экипажами кораблей Краснознаменной Ленинградской военно­морской базы. Они посещали в Кронштадте корабли, учебно­тренировочную станцию, где наблюдали за водолазной подготовкой и спусками в бассейн, выходом из «аварийной» подлодки через торпедный аппарат и башню. Производился обмен группами матросов и школьников, с обедом на корабле и в школьной столовой, проводили конкурсы и соревнования в спортзале школы.

В школе № 504 воссоздан «Зал боевой славы подводной лодки «Щ­408», повторившей подвиг «Варяга». И.К. Курдин организовал посещение учащимися и педагогами кают­компании клуба, провел с ними беседу, привлек их в день ВМФ к церемонии отдания с прогулочных катеров воинских почестей погибшим кораблям.

Ветераны принимали участие в общегородских и районных мероприятиях по месту жительства. Работали с детьми из 34 школ разных районов города. И.В. Иванов организовал изготовление и монтаж каюты командира ПЛ в музее им. Сергея Дудко школы № 134 (руководитель школьного музея А.В. Подшивалов). Проводили уроки мужества в девяти школах Красносельского района — № 200, 291, 394, 375, 509, 546, 547, 549, 749; в семи школах Центрального района — № 153, 158, 245, 291, 297, 341, 395. Участвовали в научной конференции «Покорение океана», МО «Пулковский меридиан», в различных мероприятиях семи школ Московского района — № 353, 354, 376, 489, 507, 544, 594.

 

В мае 2016 года на площадке одного из факультетов Морского корпуса им. Петра Великого был организован конкурс среди школьников Красносельского района по знанию истории подводного флота.

Проводились выступления ветеранов перед детьми в учебных заведениях — школе Олимпийского резерва, Дворце учащейся молодежи, Нахимовском училище. Мы обращали особое внимание на индивидуальную работу с детьми.

Мы не забываем об увековечении памяти героев. Заботимся о достойных проводах своих товарищей в последний путь. Помогаем семьям при организации похорон ветеранов. Разработали инструкцию «О скорбном». Провели «адмиральские похороны» на Серафимовском кладбище балтийского подводника, старшины 1 статьи Аркадия Михайловича Елюшкина, автора книги «Приказано быть подводником», кавалера пяти орденов. Ежегодно 8 марта ветераны, выделяют из членских взносов по 500 рублей вдовам наших товарищей по оружию, оказывают им внимание, приглашают на проводимые мероприятия.

Продолжается работа по увековечению памяти подводников (В.А. Тураева, П.Д. Грищенко, И.Ф. Морозова). В прошлом году исполнилось 95 лет мичману Фомичёву. Его поздравили руководитель комитета городской ветеранской организации полковник А.М. Митавский, музей Подводных сил, администрация Кронштадта, ветераны ВМФ.

Активная социальная работа проводится совместно с районными советами ветеранских организаций, оказывается помощь болеющим друзьям, их посещают в больницах и госпиталях. Александр Андриянович Агапитов, ветеран­подводник, заместитель главного врача Мариининской больницы, поощрен руководством МЧС России. В.Н. Акулецкий добился прибавки пенсий ветеранам подразделений особого риска и их вдовам. 

В годы войны на флотах погибли 90 подводных лодок. К сожалению, уже в послевоенной истории подводного флота отмечено 33 Дня памяти и скорби, когда мы потеряли несколько кораблей и наших товарищей, собратьев по прочному корпусу.

Хотел бы отметить, что многие герои войны забыты. О них пишут очень мало. На слуху одна или две фамилии. А ведь воевали и прославились с первого дня войны очень многие герои. Некоторые не были отмечены советскими наградами, например П.С. Кузьмин, командовавший «Щ­408», экипаж которой повторил подвиг «Варяга», был посмертно награжден лишь королем Великобритании Георгом V орденом Британской империи 5 степени.

Полагаю, что, не забывая погибших на море, в первую очередь следует пропагандировать успешные действия Флота и Вооруженных Сил, выполнивших поставленные задачи по защите Родины. Необходимо больше рассказывать о современных героях, о тех, кто освоил новую технику, победил в противостоянии с потенциальным противником, не проиграл в холодной войне, остался живым и сохранил жизнь своих подчиненных.

Многие ветераны флота занимаются журналистикой и литературной деятельностью. Ими издано восемь Книг Памяти погибших подводников, четыре сборника «Подводники Заполярья». 

По методам работы с молодежью мы рекомендуем дифференцировать молодых людей по возрасту, образованию, роду деятельности. Работу проводить в малых группах. Избегать самолюбования и монологов. Следует превращать встречи в диалог, диспут, спор, беседы с молодыми людьми. Продолжать дискуссию в интернете. Приводить примеры проявления дружбы и товарищества, самопожертвования, любви к Родине. Детям нельзя врать, приукрашивать действительность.

Одной из необходимых задач организации считаю создание Объединенной общественной редакции. Туда следует включить flot.com, «Штурм глубины», сайты Ассоциации ветеранов ВМФ, Клуба подводников, выпускников нахимовских училищ и всех районных и городских ветеранских организаций. Необходимо создать единую информационную систему с обратной связью с районами, учебными заведениями, всеми родственными ветеранскими организациями. 

Необходимо совершенствовать компьютерную грамотность руководства всех ветеранских организаций. Установить обмен информацией, разработать ее периодичность. Дополнять или заменять издание книг и пособий дисками и другими электронными носителями.

Нужно решить немалую проблему выделения автобусов, не только для ветеранов, но в первую очередь для детей. Для ее решения необходимо расширить права муниципальных образований. Обеспечить бесплатные экскурсии школьников во все военные музеи.

Всем ветеранским организациям необходимо продолжать ведение непрерывной борьбы с фальсификацией истории Великой Отечественной войны. Именно это мы делаем в той литературе, которую выпускают ветераны.

С 1991 года я трижды испытал гордость за страну — при возврате гимна с мелодией, написанной А.А. Александровым, при возвращении Крыма и особенно Севастополя в состав России, и после ракетного удара кораблей из акватории Каспийского моря, а также воинского мастерства, отваги и мужества, проявленных личным составом Воздушно­космических сил в Сирии.

М.В. Коновалов, капитан 1 ранга в отставке

Т. Дрожжин, ветеран подводного плавания