Санкт-Петербургская
общественная организация
Ветеранов

Не ошибись, выбирая пути

Александр Александрович Шанцев — офицер железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда, строитель Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Ветеран рассказывает о своем выборе службы, работе с особо мощной техникой, сложнейшем участке пути и призвании наставника.

Семья Шанцевых переехала из Ивановской области в Горьковскую (ныне Нижегородскую) область в 1969 году. Отец стал работать водителем автокрана в военном городке, где размещалось подразделение железнодорожных войск. В школьном классе Саши по­чти все дети были из офицерских семей. Мальчик с восхищением смотрел на военных, ладных и дисциплинированных.

Он мечтал стать по примеру отца механиком, трактористом, бульдозеристом. И тут выпала возможность совместить техническую стезю с армейской службой. Окончив школу, Александр поступил в Ленинградское командное училище имени М. В. Фрунзе по специальности «механик».

О грандиозном проекте новой магистрали через Восточную Сибирь и Дальний Восток курсанты узнали в 1974 году.

— Нам не рассказывали об этом проекте напрямую, однако иногда мы слышали разговоры о строительстве магистрали в Сибири на участках Тюмень — Сургут, Ивдель — Обь, — рассказывает Александр Шанцев. — К тому же на меня большое впечатление произвела история железнодорожной бригады, которая в 1943 году восстановила пути к осажденному Ленинграду и провела первый поезд. Наш начальник училища, Павел Михайлович Байдаков, во время Великой Отечественной войны был коман­диром бригады, совершил неимоверно трудное и огромное дело, воссоздал железнодорожное сообщение, поддержал умиравший от голода Ленинград продовольствием, снарядами, техникой. Полноценно заработала промышленность, а люди получили питание. Подвиг бригады и ее командира повлиял на мой дальнейший путь, побудил меня участвовать в строительстве БАМа.

На БАМ уехало в середине 1970-х годов большинство выпускников училища. Механики отправились туда почти все.

— Для нас всегда были примером наши преподаватели, командиры, которые прошли войну, — поясняет Александр Александрович. — Их авторитет среди курсантов был велик и безупречен. Командир роты Николай Соколов — фронтовик, беззаветно преданный стране, службе, своему делу. «Дед Коля» всю душу вкладывал в нашу подготовку и просил нас так же обращаться в дальнейшем со своими солдатами. Таких командиров и наставников, как он, сейчас редко встретишь.

Молодому взводному поначалу было непросто руководить солдатами, среди которых были и его ровесники. Зато в дальнейшем он умел ясно и доходчиво разговаривать с подчиненными, передавал им знания и навыки.

— Я был жестким командиром, зато не допустил ни одной гибели своих подчиненных, ни одной травмы, — с гордостью вспоминает полковник Шанцев.

Тросовые экскаваторы и другие устаревшие машины не годились для прокладки путей через тайгу и сопки в суровых сибирских условиях. СССР закупил для строительства мощную зарубежную технику. Чтобы научить подчиненных использовать эти машины, Александр Шанцев сам дважды учился в Иркутске у специалистов, представителей западноевропейских фирм. Перед тем как стать заместителем командира роты по технической части, осваивал бульдозер-харвестер, американские Caterpillar, японские Komatsu. При назначении зампотехом роты изучил Fiat Allis — бульдозер пятиметровой высоты, весом 85 тонн, с двигателем в 575 лошадиных сил. Это огромная машина, которую перевозили на трех платформах. Командир и механик Шанцев отвечал за использование и техническое обслуживание машин.

Самым трудным участком для подразделения старшего лейтенанта Шанцева стал горный хребет в районе Левой Ульмы. Высота выемки составляла 37 метров, длина — полтора километра, в перевале проходили три кривые. Геологи недооценили сложность и дали заключение, что это монолит. А там оказались хаотично сложенные разнородные пласты, бур срывался и уходил вбок, ломался. И взрывные работы шли нелегко: при закладке взрывчатого вещества было невозможно определить, как пойдут дробление и выброс камня. За прохождение сложной скальной породы и выполнение поставленных задач Александр Шанцев был награжден орденом Красной Звезды.

Сегодня, убежден ветеран, чтобы растить достойное новое поколение, нужно и в семье, и в школе изменить подходы к воспитанию. Даже в эпоху электронного интеллекта не следует сводить все к занятиям и тестам на компьютере. Интернет-поисковик не даст ответов на важнейшие вопросы, при выборе жизненных путей не заменит человеческий разум и унаследованный опыт.

— Детей необходимо с самого раннего возраста воспитывать так, чтобы после нас выросло хорошее и красивое поколение, — говорит Александр Александрович. — У нас много внуков, мы с супругой и сейчас стараемся своих ­Матвейку и Андрейку так учить.

Дмитрий Полянский, Глеб Кожаков

НАША СПРАВКА

Александр Александрович Шанцев родился 11 марта 1953 года. Окончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. В 1975 году по собственному желанию был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. Начал службу командиром взвода, затем был заместителем ­командира роты, шесть с половиной лет командовал ротой. За досрочное выполнение заданий 10-й пятилетки по строительству восточного участка БАМа награжден орденом Красной Звезды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем ее протяжении и проявленный при этом героизм А. А. Шанцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С мая 2000 года полковник Шанцев в запасе. Возглавляет комитет Героев Социал­истического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и награжденных знаком «Трудовая доблесть России» в Совете Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.