Василий Волобуев: «Главное — ставить цели и их достигать!»
Одна из самых сложных профессий, которая требует от человека не только знаний, но и серьезной физической подготовки, — это профессия летчика. Несмотря на развитие технологий, эта работа по-прежнему связана с огромным риском для жизни и большой ответственностью. Сложно ли стать пилотом, мы узнали у летчика 1-го класса, генерал-майора авиации, председателя Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Василия Волобуева.
Шлемофон в подарок
— Василий Тихонович, с чего начался ваш путь в небо?
— В школе каждые каникулы я работал в колхозе, потом поступил в техническое училище, стал токарем-универсалом. Два с лишним года работал на заводе «Дормаш». То есть я познал и рабочую профессию, знал что такое создавать реальные материальные ценности. Мы делали автогрейдеры — очень дорогие и сложные машины для строительства дорог.
В 1960 году я поступил в Орловский областной аэроклуб для обучения и выполнения программы летной практики на самолете Як-18. На это решение повлияла одна история, которая случилась со мной в начальной школе. У нас преподавала учительница Ольга Яковлевна, у которой был сын-летчик. Он летал на истребителе и погиб во время Великой Отечественной войны. Ей на память передали некоторые вещи сына, в том числе и шлемофон. Когда я заканчивал четвертый класс, она мне сказала: «Ты молодец, хорошо учился, я тебе дарю шлемофон моего сына». Тем самым она предопределила мой путь в небо.
В 1960 году я всю осень и зиму занимался теорией полетов в аэроклубе, а затем начались полеты в течение четырех месяцев. Было очень сложно находить время для занятий, приходилось на заводе работать в первую и третью смену, ночью.
Я отлетал в аэроклубе один год, на второй год меня вновь призвали на полеты. В 1962 году я уже стал пилотом легкомоторной группы авиации, сержантом запаса. Приехала делегация с Армавирского летного училища, которая агитировала поступать туда тех, кто уже закончил аэроклуб. Я решил, что нужно продолжать летное дело, и поступил в Армавирское высшее авиационное училище летчиков войск противовоздушной обороны. В 1966 году его окончил с красным дипломом, где было записано «летчик-инженер» и квалификация «летчик 2-го класса». Вот таким образом определилась моя судьба военная. Я стал летчиком, был старшим летчиком, был начальником штаба эскадрильи. За три года я уже получил капитанскую должность, потом стал замполитом эскадрильи, заместителем командира эскадрильи по политической части и поступил в Военно-политическую академию в 1975 году.
Мое стремление, мое самолюбие всегда толкали меня к тому, чтобы достигать более высоких уровней, которые мне предлагала жизнь. Если уже иметь образование, то не только высшее училище, но и академию! Ее я окончил опять с отличием и уже стал начальником политического отдела полка.
«Мы сейчас будем делать штопор»
— Помните свой первый полет?
— У меня первый инструктор был Лукавкин. В войну он летал на штурмовиках Ил-2, потом на Ил-10. У него было много орденов, стал заслуженным летчиком. Так вот, в войну у них такая была техника пилотирования — все резко делать! Увидел истребитель врага, сразу уходишь от огня. И вот у меня на Як-18 первый полет, первый подъем в воздух, раннее утро, часов в шесть. Я сижу в передней кабине, Лукавкин сзади. Слышу: «Вот мы пришли в зону, смотри, сейчас будем делать штопор. Мы теряем скорость со 150 до 100 километров в час, я даю правую ногу, ручку на себя». И самолет начинает вращаться со снижением. Где голова, где ноги... поплыло все. Слышу: «Выводим, левую ногу, ручка нейтрально, теперь боевым разворотом пошли вверх».
Перегрузка где-то 3-4 G, в глазах темнеет, ресницы смыкаются. «Смотри, теперь делаем Иммельман (полупетля с последующим переводом на пикирование и выполнение петли Нестерова. — Ред.)». Короче, мне было плохо, начинало понемногу тошнить. Полет закончили, сели, и я сказал инструктору: «Наверное, из меня летчика не получится». «Не ты первый, не ты последний! Слетаем несколько раз, и все нормально будет!» — услышал в ответ. Так оно и произошло.
От Як-18 до МиГ-23
— Как проходило освоение различных самолетов — от самых простых до самых сложных?
— Первый самолет, который навсегда остался в памяти, это Як-18. На нем я впервые поднялся в воздух. Красивый самолет МиГ-17. На нем я окончил училище. Он вообще был замечательным по своим пропорциям, аэродинамическим качествам. Так как училище я окончил с красным дипломом, у меня было право выбора места будущей службы. Я попросился на Украину. А мне командир батальона говорит: «Товарищ курсант, председатель государственной комиссии генерал Карих уже внес тебя в список в Московский округ ПВО».
Я начал службу и полеты в родном городе Орле. Летал на МиГ-17. Нас подготовили до уровня летчика 1-го класса. Затем перевели на аэродром Ефремов, где освоил новый тип истребителя Су-11. До этого был истребитель-перехватчик Су-9, который создали после того, как в 1961 году над СССР пролетел Фрэнсис Гэри Пауэрс на американском U2, и его тогда наш самый высотный перехватчик МиГ-19 не достал. Су-9 имел мощный двигатель. Его скорость 2200 км/ч, максимальная высота до 21 000 метров. На нем я летал два года. Су-11 имел более совершенный радиолокационный прицел и ракеты с большей дальностью пуска.
Я на нем летал с 1968 по 1975 год. После окончания академии мне предложили служить в Каршах в Узбекистане. Я отказался, и меня направили служить на аэродром Талаги под Архангельском. Это были самолеты Ту-128п. Взлетный вес 46 тонн. Два двигателя, которые также стояли на Су-11. Общая тяга 20 с лишним тонн. Он считался автономным перехватчиком, который должен был выходить в акваторию Атлантического океана и перехватывать бомбардировщики B-52 до рубежа пуска ими крылатых ракет по территории СССР.
— Мы знаем, что в какой-то момент времени вам пришлось отказаться от полетов.
— В 1977 году, когда в 35 лет проходил углубленное медицинское обследование, врачи обнаружили язву желудка и отстранили от полетов. Это было в ноябре, а я к этому времени только переучился на МиГ-23. Через полгода язва зарубцевалась, но на сверхзвуковые истребители меня не допустили. Я вынуждено перешел на нелетную службу.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только находится в выборе профессии?
— Летная профессия очень интересна, очень сложна. Каждый полет связан с риском для жизни. Взлетел, двигатель один. Если что-то случилось — катапультирование или вынужденная посадка. Если мы выходили на Ту-128 в акваторию Баренцева моря, то надевали высотный морской спасательный костюм. В нем можно сутки продержаться в воде. А если на Су-9 летишь, то такой страховки не было. Когда летишь на перехват воздушной цели в 200 километрах от берега и на высоте 500 метров — двигатель слушаешь как музыку. Если отказ двигателя, то шансов на благополучный исход мало. Этот риск ощущаешь постоянно. Поисково-спасательная служба через час-полтора подберет на вертолет с тяжелым переохлаждением.
Я ни разу в жизни, никогда не пожалел о выборе профессии летчика. Главный совет для ребят, которые мечтают подняться в небо, — поставить для себя цель и стремиться достигнуть ее! Нам, ветеранам, очень хотелось бы возродить в стране систему аэроклубов, чтобы у молодежи была возможность освоить летную профессию. России очень нужны грамотные и профессиональные летчики.
Алексей Молчанов,
фото из архива В. Т. Волобуева
НАША СПРАВКА
Василий Тихонович Волобуев родился 14 января 1942 года. Окончил семилетнюю сельскую школу. Десятилетку и техническое училище окончил в городе Орле. На заводе «Дормаш» работал токарем. Одновременно изучал теорию в Орловском аэроклубе, а в летние месяцы с отрывом от производства летал на самолетах Як-18.
В 1962 году поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков войск ПВО страны и в 1966 году с отличием окончил курс обучения, получив диплом летчика-инженера, воинское звание лейтенант и квалификацию летчика 2-го класса. В 1965 году вступил в КПСС. В 1970 году стал летчиком 1-го класса.
В 1971 году поступил, а в 1975-м окончил с отличием Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. За время летной деятельности освоил самолеты: Як-18, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Су-9, Су-11, Ту-128п, МиГ-23п.
В 1990 году В. Т. Волобуеву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. Избирался членом Кольского райкома, Архангельского горкома, Калининградского обкома КПСС, членом Центрального комитета компартии Латвии.
После увольнения из Вооруженных сил более 15 лет работал заместителем директора школы № 83 по гражданской обороне, охране труда и технике безопасности. В настоящий момент является председателем Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Много внимания уделяет патриотическому воспитанию учащихся, подготовке юношей к службе в армии, пропаганде здорового образа жизни.