Санкт-Петербургская
общественная организация
Ветеранов

За туманом и за запахом тайги по приказу Родины

В следующем году в России отметят юбилей начала великой стройки. Чуть меньше 50 лет назад комсомольцы и военные строители со всей страны устремились на Дальний Восток, чтобы проложить железнодорожный путь через тайгу. Эта работа стала серьезным испытанием для многих из них. 

О том, как это было, поговорили на очередной встрече проекта «Школа патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях старшего поколения», которая прошла в гимназии № 526 Московского района. В гости к ребятам пришел Александр Александрович Шанцев – офицер железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда, строитель Байкало-Амурской магистрали (БАМ). 

По сложившейся за время проекта традиции вначале учащимся 11-го класса показали небольшой видеоочерк, снятый волонтерами проекта о герое, а затем начался разговор.  

Александр Александрович поделился воспоминаниями о своей молодости, которую он провел, командуя воинскими подразделениями на БАМе. 

«Самым сложным был не труд в том климате, хотя были и морозы за 50 градусов. Тяжело было находиться вдали от семьи. Каждый день приходилось ездить за 150 и даже 300 километров от того места, где они жили», – признался полковник.  

Ребята задавали вопросы. «Сколько за время работы со своими подразделением вы проложили путей?» – спросил один из гимназистов. «Около 70 километров почти за 10 лет» – ответил Александр Александрович, добавив, что инфраструктура, которую они создавали, служит до сих пор, включая даже временные деревянные мосты. 

Героя попросили рассказать об интересных случаях, которые случались с ним на БАМе. 

«Однажды было большое наводнение, которое смыло два моста впереди и позади нас. Наше подразделение оказалось отрезано. Пока не восстановили сообщение, мы жили и работали в изоляции. Продукты питания закончились, остались комбижир (комбинированный кухонный маргарин) и соль.  Пришлось придумывать, чем кормить себя. Мы подогнали к реке бульдозер, подождали, пока в ковш зайдет рыба, и вытащили. Две недели питались только красной рыбой. Наелись почти на всю жизнь», – рассказал Александр Александрович.  

В завершающей части беседы речь зашла уже не о воспоминаниях, а о том, что происходит в наши дни. Полковник отметил, что БАМ продолжают строить и в наши дни. Теперь там на постоянной основе трудятся несколько соединений железнодорожных войск без привлечения добровольцев, как это было в 1970-е годы.  Но в то же время, по словам Александра Александровича, около 70 процентов военных инженеров России в настоящее время работают в зоне СВО. Его семья в ходе этого конфликта уже понесла потери. Выполняя свой воинский долг, погибли зять и племянник супруги. 

В финале мы попросили ребят проголосовать, честно ответив на вопрос «Зачем нужно трудиться?», предложив варианты: «труд ради общества, своей страны», «труд ради приключений и удовольствия», «труд ради карьеры» и «труд ради заработка». Большинство из выпускников выбрали вариант карьеры. 

Алексей Молчанов 

Краткая справка

Александр Александрович Шанцев родился 11 марта 1953 года. Окончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем ее протяжении и проявленный при этом героизм А. А. Шанцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. С мая 2000 года полковник Шанцев в запасе. Возглавляет Комитет Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и награжденных знаком «Трудовая доблесть России» в Совете Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.