Санкт-Петербургская
общественная организация
Ветеранов
Главная » Основные направления » Забота о пожилых – важнейшая задача ветеранской организации

Забота о пожилых – важнейшая задача ветеранской организации

Пожалуй, нет в ветеранских организациях пожилых людей, которых бы не волновали вопросы пенсионного обеспечения, социальной защиты, сбережения нации. Особо это прозвучало при подведении итогов работы ветеранских организаций г. Санкт-Петербурга за три десятилетия (городского совета, районных советов, первичных организаций). Все выступающие непременно подчеркивали их чрезвычайно важную роль и значимость, способность влиять и добиваться определённых результатов в  решении главных задач, продуманных решениями Съездов, отчетно-выборных конференций, собраний советов, решениями правительств страны, города и других документов.

За прошедшие годы произошла серьезная трансформация в работе ветеранских организаций, особенно за последние два десятилетия.

Основной причиной этих изменений явилось предательское разрушение государства – великого Советского Союза, произошел слом социально-экономической системы государства, что особенно негативно отразилось на уровне жизни народа и особенно болезненно на старшем поколении. Общегосударственная собственность в короткий срок перешла в руки небольшой группы людей, сказочно обогатив их, а большая часть граждан страны оказалась в нищете.

Произошел сдвиг в структуре работы ветеранских организаций, если в советское время основными задачами, стоящими перед ветеранскими организациями были: военно-патриотическое воспитание молодежи, культурно-массовая работа, организационно-методическая работа, то за последние два десятилетия на первый план вышли вопросы защиты социальных и экономических прав старшего поколения, ветеранов всех категорий, пенсионеров.

В этом разделе нельзя обойтись без оценки роли государства (по Конституции – социального), принимающего судьбоносные законы и решения, влияющие на уровень и качество жизни народа и старшего поколения. Необходимо рассказать и о роли ветеранских организаций, эффективности их работы, оказывающих влияние на наиболее значимые социально-экономические решения, принимаемые властными структурами всех уровней.

Наконец, показать тот положительный опыт, новые формы и методы ветеранской работы, которые подтвердили свою эффективность, привели к положительному конечному результату в решении тех или иных важных социально-экономических вопросов. Осветить недостатки, упущения.

Скажу откровенно, ветеранские предложения не всегда принимались во внимание теми правительственными структурами, от которых зависел уровень и качество жизни старшего поколения. Это были реальные условия, при которых велась общественная работа во всех ветеранских организаций города и области.

Основу работы городского Совета ветеранских организаций районов, составляло ежегодное планирование, предусматривающее те или иные мероприятия, исходя из решений и законов, принимаемых федеральной властью, руководством региона, Всероссийской ветеранской организацией, своими собственными решениями. Обсуждение этих документов, в первую очередь, рассматривалось с позиции, как их реализация влияет на социально-экономическое положение ветеранов, качество их жизни.

Городской Совет, ветераны общественных организаций прекрасно понимают, что ряд вопросов, которые ставились перед властью, без тесного взаимодействия с  Правительством города, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга решить было невозможно.

В своей практической деятельности городской Совет, районные советы ветеранов, первичные организации использовали различные формы и методы работы с ветеранами различных категорий. Совет ветеранов анализировал, обобщал этот опыт, что позволяло рекомендовать его ветеранским организациям всех уровней.

Наиболее значимые в социальных отношениях законы и решения, принимаемые руководством страны, города, непосредственно влияющие на уровень жизни старшего поколения, ветеранов всех категорий, пенсионеров обязательно включались в план и являлись предметом обсуждения на собраниях Совета, расширенных заседаниях президиума городского Совета.

Принимались, как правило, продуманные  решения, на базе которых строилась практическая работа. По мнению ветеранов, такая форма являлась одной из наиболее эффективных. Она позволяла влиять в определенной степени на властные структуры, от которых зависело принятие решений, касающихся непосредственно ветеранов и одновременно повышать уровень в работе самих ветеранских организаций. Так, на собрании городского Совета общественной организации ветеранов рассматривались вопросы: в декабре 2006 года «О социальных  последствиях закона №122 РФ». В ноябре 2007 года «Пенсионная система Российской Федерации и роль ветеранских организаций  в ее совершенствовании».

Конечно, рассматривались и другие вопросы, влияющие на уровень и качество жизни старшего поколения. Но поскольку эти два закона определяли жизнь ветеранской организации, и по ним можно оценить результативность работы всех ветеранских организаций (от городского Совета до первичных организаций) были особенно приоритетными. Обсуждение докладов, с которыми я выступал, будучи в должности председателя Комитета по социальным и бытовым вопросам, вызвали острую дискуссию среди участников собраний Совета.

Ветераны были не удовлетворены разъяснениями  о необходимости и целесообразности принятия указанных законов, с которыми выступали представители правительственных структур города, Пенсионного фонда.

Считаю, что не следует переоценивать особую роль ветеранских организаций в решении многих социальных вопросов, особенно на региональном уровне, но определенное давление и воздействие на властные структуры оказывалось, что позволяло добиваться определенных результатов.

Все это дало основание утверждать, что без такого взаимодействия и понимания руководством города остроты и важности поднимаемых ветеранами вопросов добиться каких-либо результатов, улучшающих жизнь ветеранов, было бы значительно сложнее.

Справедливость – базовая ценность для нашего общества. Не восстановив попранной справедливости, ничего выстроить нельзя.

За эти годы, в реализации двух важных законов, определенную роль сыграли и принятые на собраниях Совета решения, которые направлялись Президенту страны, Правительству, Государственной Думы РФ, Законодательной и исполнительной власти города.

И только путем совместной работы губернатора, руководства города, председателя Законодательного Собрания, активного участия Совета ветеранской организации, общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», удалось добиться того, чтобы категория ветеранов ЖБЛ была приравнена к участникам войны с назначением ей второй пенсии. Значимость такого решения трудно переоценить. Учитывая экономический потенциал города, чего не могут позволить себе другие регионы страны, и то, что 122 федеральный закон многие социальные вопросы отнес на региональный уровень, Правительство города при активном участии ветеранских организаций приняло и осуществило ряд серьезных решений, касающихся всех категорий ветеранов. Из многочисленного перечня социально важных мер, направленных на поддержку старшего поколения, была принята значимая и в материальном и в моральном плане программа «Долг». И главное, поступающие средства по программе «Долг» и тогда, и теперь, в 2017 году, направляются на санаторно-курортное лечение ветеранов, поддержку их здоровья и оказание помощи по другим социальным вопросам. Эта программа действует уже ряд лет и заслуживает самой высокой оценки ветеранов.

Не снимается с повестки дня городского Совета ветеранов и такой важный вопрос как «Дети войны». Совету удалось добиться единого мнения с руководством города о принятии решения на уровне региона о доплате к пенсиям этой категории граждан. Заметим, что ветераны однозначно считают, что такой закон, по своей значимости и справедливости, должен быть федеральным. И с таким обращением Организация вышла на руководящие органы страны. Эта позиция поддерживается большинством регионов.

В течение ряда последних лет работает Координационный совет по делам ветеранов под руководством губернатора города. Каждый квартал здесь выносятся на рассмотрение вопросы, касающиеся жизни города, важнейших событий; социальные вопросы, в обсуждении которых и принятии решений активно участвуют высокопрофессиональные кадры ветеранских организаций.

Наш самый главный ресурс – это невероятно оскорбленное национальное чувство, готовность претерпеть и создать нечто общественно значимое. То есть быть мобилизованными. Ветераны этого хотят. Их желание жить в осмысленном мире, это прекрасное патриотическое чувство и является главным ресурсом современной России.

Вот поэтому Совет городской ветеранской организации не может не обращаться к этому патриотическому чувству, он разделяет боль страны, отодвигаемой историей и жесткими обстоятельствами на непривычную обочину истории.

Наши отцы и деды продемонстрировали нашему современнику свой данный Богом талант восприятия, понимания, творчества. На долгой и тяжелой исторической дороге (1941-1945 гг.) они показали миру неослабевающий стоицизм, терпение, непоколебимую способность преодолевать трудности при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Стало постоянной практикой встреча участников Великой Отечественной войны, ветеранов с губернатором города, где обсуждаются, как правило, острые вопросы касающиеся социально-экономической ситуации в стране, городе, социальные проблемы, решения городских правительственных структур, вызывающие негативное отношение ветеранов.

Правительство страны и города, понимая далеко не позитивное отношение граждан старшего поколения к законам «О монетизации льгот №122», и «Пенсионному» вынуждено принять ряд решений смягчивших их воздействие.

Так вскоре последовало введение определённых льгот при поездке в городском  транспорте, в т.ч. пригородном железнодорожном, компенсация затрат на оплату ЖКХ для значительной части старшего поколения, 15-процентная доплата к пенсии гражданам, имеющим доход ниже прожиточного минимума. Конечно, здесь требуется объективность: нельзя в принятии этих мер преувеличивать роль ветеранских организаций. Да, руководство города с особой скрупулезностью искало выход, оценивало свои возможности, общую ситуацию в стране и городе. Все так! Но и полностью  исключить влияние ветеранских организаций на решение этих проблем будет неправильным.

Оценивая важность и значимость проводимой социальной политики, руководители города ежегодно разрабатывают специальную программу и предусматривает в бюджете необходимые источники финансирования, для решения значительного количества мероприятий социально значимых для старшего поколения.

В нашем городе реализуются такие услуги как «социальное такси», «тревожная кнопка», оказание медицинской помощи на дому для одиноких граждан и ряд других мер социальной поддержки.

Особой популярностью у ветеранов пользуется Комплексные Центры социального обслуживания населения, которые работают во всех районах города, создавая благоприятные условия для проведения досуга (различных форм) для старшего поколения.

Кроме того, работает 20 социальных домов ветеранов, предназначенных для проживания одиноких участников Великой Отечественной войны, одиноких супружеских пар, где предусматривается не только организация досуга, но более высокое качество предоставления услуг, как социальных, так и медицинских. Руководством города  при активном участии Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга разработана программа «Здоровье» для граждан старшего поколения. Целью ее является поддержка их жизненного уровня, вовлечение в физкультурно-оздоровительную, спортивную и культурную жизнь города. Городской Совет в реализации такой значимой программы активного долголетия и досуга принимает самое активное участие. Достигнутые результаты – общая заслуга. Но важно то, что в эту работу активно включаются районные советы ветеранов, первичные организации.

На протяжении трех десятилетий в поддержке ветеранского движения немалую роль играет созданный фонд "Победа", спонсорские  средства которого используются для реализации многих социальных вопросов. Тесное взаимодействие и сотрудничество с различными государственными и частными структурами дали свои положительные результаты.

Здесь и весомый вклад фонда «Благовест», Лиги предпринимателей торговли Санкт-Петербурга, «Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» и др. Реальной помощью и делами содействуют решению проблем пожилых людей торговые структуры «Дикси», «Каравай», «Питерское», «Ленптицепром», «Хлебный дом», «Петербурженка», «Петмол». Не оставались в стороне и такие крупнейшие организации, как "Газпром", ООО «Лэзертач», некоторые банки. Они снискали заслуженное уважение пенсионеров. Однако, ныне предоставление спонсорской помощи значительно снизилось. Число организаций, могущих предоставлять эту поддержку, уменьшилось в разы по ряду причин. Справедливости ради, скажем, что снижение активности произошло и в самих ветеранских организациях. Ощущалось, что одни спонсоры буквально тяготились отказом ветеранам, а другие сами еле-еле держались на плаву. Наиболее последовательным защитником пожилых людей, активным участником конструктивной работы по улучшению жизненных интересов старшего поколения, развитию программ активного досуга и долголетия является Ассоциация общественных объединений «Большая Медведица», с которой Совет ветеранской организации связывает многолетняя дружба. Руководитель ассоциации А.В. Зимин, его заместители, творческий коллектив ведут огромную работу по социальной поддержке различных групп населения (здесь и дети, инвалиды, участники локальных конфликтов, ветераны правоохранительных органов…). Словом, те категории, которые нуждаются в морально-психологической и социальной поддержке.

Такая позиция и наиболее эффективная форма помощи ветеранским организациям со стороны различного ряда фондов, ассоциаций, спонсорских организаций, созданная за прошедшие годы, вносит большой вклад в развитие социальной политики государства и патриотическое воспитание молодежи. Руководство Совета Организации, уделяя главное внимание социальной поддержке старшего поколения, понимало, что жизнь вошла в новый этап технологического развития с использованием средств на базе вычислительной техники. Первым шагом в этом направлении явилось создание в Совете новой структуры – информационно-аналитического сектора, для решения стоящих задач. Оснащался сектор необходимой техникой вначале за счет спонсорских средств. Это создало определенную базу и расширило информационные возможности ветеранских организаций.

Серьёзные изменения произошли при  посещения городского Совета в 2012 году Председателем Правительства Российской Федерации Д.А Медведевым. Выслушав подробный рассказ о работе информационно-аналитического подразделения и его проблемах – пообещал помочь!

Через некоторое время Совет получил компьютерное оборудование, за счет которого в районных Советах были оборудованы автоматические рабочие места, что позволило создать общую информационную базу о работе ветеранской организации. Сегодня ее совершенствование и дальнейшее более эффективное использование, – есть одна из важных задач, которые надо решать и постоянно контролировать.

В городском Совете в настоящее время открыт свой официальный сайт www.veteranLeningradSPb.ru и электронная почта. Все это позволяет более эффективно расширять информационное поле деятельности ветеранских организаций.

Городской Совет издает свою газету «Ветеран Санкт-Петербурга», через которую публикуются важнейшие события и решения ветеранских организаций различного уровня.

С самого начала создания сектора, его возглавляет А.Г. Соседов. Анатолий Григорьевич прилагает значительные усилия для совершенствования деятельности сектора, несмотря на все трудности, особенно с финансированием. Немалую работу, при подготовке материалов в газету, их редактировании проводит заслуженный работник культуры Лариса Сергеевна Красовская, обладающая большим журналистским опытом работы. Старанием этих специалистов, хорошо знающих общественную жизнь ветеранской организации, была издана только в 2015 году книга «Традиции и верность Родине храним». При деятельном участии председателя Редакционно-издательского комитета, члена Союза писателей М.И. Боженковой – книга о 30-летии Совета ветеранской организации. В ней заинтересованный читатель, и, в первую очередь, представляющий старшее поколение, поймет, что в начальной части показаны те или иные формы работы ветеранских организаций, взаимодействие с законодательной и исполнительной структурами города, которые дали весьма важный положительный результат в решении первостепенных социальных вопросов. Становится и ясным, что принять необходимые меры мог позволить себе значительный социально-экономический потенциал Санкт-Петербурга, в отличие от многих регионов страны. Но и добиться серьезного улучшения качества и уровня жизни ветеранов мы не смогли.

Заметим, прозорливость политиков в том и состоит, чтобы заблаговременно предвидеть перемены в умонастроениях людей, смягчая или вовсе предотвращая неблагоприятные тенденции. Если на региональном уровне руководство городского Совета, районных Советов добились совместно с руководством города социальных положительных результатов, то на федеральном уровне все ветеранские обращения в течение многих лет и в адрес Президента страны, Государственной Думы и Правительства оканчивались лишь разъяснениями, мол, они несвоевременны или нереальны в принимаемых руководством страны законах. В преамбуле декларировалось, мол, «Нормы настоящего закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина». Возникает вопрос: «Всегда ли соблюдалось это конституционное право?» Подобные законы вызывали несогласие, а в ряде случаев и протестные действия против ряда ключевых положений, ветераны сразу видели где их права будут нарушаться, и как правило это подтверждалось в реальной жизни. Показательно, что за годы прошедшие после принятия Федерального закона №122 из 900 тыс. льготных категорий осталось немногим более 100 тысяч человек. Так называемая «Зурабовская пенсионная система», разве она была справедливой по отношению к старшему поколению, внесшему основной вклад в восстановление и развитие Советского Союза? Да, Правительство РФ и пыталось улучшить ситуацию за счет «валоризации», учета стажа за советский период и т.д. Но это фактически не решало проблему уровня жизни пенсионеров.

Да и новая пенсионная система, принятая с января 2015 года, по прежнему не является справедливой к старшему поколению, хотя городской Совет ветеранов на стадии разработки закона вносил свои предложения, просьбы, замечания, но они не были учтены. Руководство ветеранской организации, и это надо признать, не смогло, несмотря на все свои обращения, добиться принятия хотя бы части предложений. Совет Организации просто оказался бессильным. Законы все же были приняты, но по ряду положений они не в полной мере отвечали интересам ветеранов.

В числе главных направлений в работе городского Совета, районных советов ветеранов – вопросы о состоянии медицинского обслуживания ветеранов, как в городах, так и в области. Потенциал и возможности Санкт-Петербурга в этой важнейшей социальной проблеме во многом превосходит многие регионы России. И надо отдать должное руководству города, Комитету по здравоохранению в том, что они прекрасно понимают важность и остроту вопроса (с учетом того, что каждый пятый житель является ветераном, пенсионером), уделяют значительное внимание этому направлению.

Реализуя национальную программу «Здоровье» и разработанную на ее основе региональную программу, удалось добиться повышения уровня и качества оказания медицинской помощи для жителей Санкт-Петербурга и для старшего поколения. Город располагает выдающимися комплексами высокотехнологичной помощи в таких областях как кардиология, онкология, легочные заболевания и др. Уделяется большое внимание геронтологии. Вкладываются значительные, хотя и недостаточные все же, средства в дальнейшее развитие. Ведется новое строительство, капитально ремонтируются многие лечебные учреждения, оснащаются новым лечебным оборудованием. Все это позволяет осуществлять более эффективные методы лечения. За эти годы вложены серьезные средства в учреждения, которые оказывают лечебную помощь в основном старшему поколению, такие, как госпиталь «Ветеранов войн», больница №46 для жителей блокадного Ленинграда.

Большинство ветеранов лечившихся в медицинских учреждениях благодарят руководство, медицинский персонал за высокий профессионализм и качество лечения. Хотя и есть отдельные факты, когда ветераны недовольны качеством оказанной медпомощи и отсутствием доброжелательного отношения. Но это скорее исключение, чем правило!

Состояние медицинского обслуживания обсуждалось неоднократно на Координационном совете при губернаторе города, совещаниях Комитета по здравоохранению с участием руководителей ветеранских организаций, собраний совета. Заметно участились круглые столы с участием руководителей комитета и лечебных учреждений. И все же дело пока дальше общих правильных разговоров заметных изменений не принесло в этой действительно болезненной и острой сфере. Несмотря на возможности города в высокотехнологичной помощи, доступность все еще остается сложной - большие сроки ожидания, много бюрократических препонов. «Реструктуризация и оптимизация» создали дополнительные трудности для ветеранов, расстояния до лечебных учреждений увеличились, сроки ожидания для посещения врачей, особенно «узких специальностей», также увеличились и сроки ожидания  лабораторных исследований.

Но главное, особенно остро воспринимаемое ветеранами – это практически неуправляемый рост платных услуг, что прямо сказывается  на уровне жизни старшего поколения, практически живущих на пенсию – единственного источника существования.

Ветераны считают, что постановление, подписанное в 2014 году премьер-министром Д.А. Медведевым о платных услугах в медицине, во многом сказалось негативно на ветеранах, инвалидах, пенсионерах. А еще более болезненно оно отразилось на уровне жизни старшего поколения из-за абсолютно неконтролируемого роста цен на лекарства. И в этой сфере, как рассуждают «старики», даже руководство государства не может изменить ситуацию. Несмотря на весьма активную позицию и многочисленные обращения ветеранских организаций к руководству страны, города, результат оказался неутешительный. Это надо признать! Ясно и другое: проблема медицинского обслуживания старшего поколения и ее улучшение в обозримом будущем не будет снята с повестки дня ветеранской организации.

И, конечно, круг вопросов, на решение которых городской Совет, ветеранские организации пытаются влиять остается довольно большим. Тем более, что нынешнее существующее положение дел негативно сказывается на уровне жизни ветеранов, пенсионеров. Безудержный рост цен на все товары и услуги, особенно на продукты питания, услуги ЖКХ, рост тарифов в этой области, ожидаемый рост налогов на недвижимость, цены на транспорт – все это может стать непосильной ношей для старшего поколения.

И надо признать, что за многие годы работы городского Совета, ветеранов, а ранее и области, Организация на многие жизненно важные вопросы, связанные с защитой социальных прав ветеранов и уровня их жизни, несмотря на многочисленные обращения, не смогла повлиять.

К сожалению, не сможет существенно повлиять и Всероссийская ветеранская организация, руководство Санкт-Петербурга, его законодательная и исполнительная власть. Эти проблемы решаются на уровне руководства страны: Президента, Правительства Российской Федерации и Государственной Думы, принимающей судьбоносные решения, касающиеся уровня и качества жизни граждан, в том числе и старшего поколения. 

Но это означает, что существующие положение дел требует от ветеранских организаций, их руководящих органов дальнейшей активизации работы по защите социальных и конституционных прав. И, разумеется, как всегда, является главным в нашей деятельности. Наконец, все о чем идет речь в этом разделе, конкретные достигнутые результаты, наиболее эффективные формы работы, все еще острые социальные проблемы, не могли и не могут решаться ветеранского актива без активного участия (как правило, безвозмездно), городского Совета, его комитетов и комиссий, районных советов ветеранов, муниципальных, первичных ветеранских организаций. Взаимное понимание и принимаемые решения руководства города его законодательной и исполнительной власти и ветеранской организации залог успеха даже в самых сложных ситуациях. Вариант оптимистический. Тут уже требуются некие реформы. Но какие? И откуда они в нынешней обстановке возьмутся? И что для этого потребуется от ветеранской организации?

Особая ответственность возлагается на структуры городского Совета, отвечающие за вопросы социальной защиты, в частности:

  • Комитет по социальным и бытовым вопросам;
  • Комитет ветеранов труда и тружеников тыла;
  • Комитет жителей блокадного Ленинграда;
  • Информационно-аналитический сектор;
  • Медицинская комиссия.

За прошедшие три десятилетия, кадровое обеспечение Организации – есть воплощение принципа «Один за всех и все за одного». На всех участках стояли люди в абсолютном большинстве ответственные, с богатым жизненным опытом, болеющие душой за старшее поколение и старающиеся помочь в сложной жизненной ситуации. В этот период структуры городского совета, непосредственно на которые возложена основная задача – защита социально-экономических прав ветеранов возглавляли: В.А. Свиридюк, Л.Г. Баранов, В.П. Котлобаев, Б.А. Палицин, Л.П. Голубева. Высокой оценки заслуживает Т.В. Каташевич – Герой Социалистического Труда, стоявшая у истоков создания ветеранского движения в стране и Ленинграде, в числе многих заслуженных граждан нашего города, и по настоящее время возглавляет Комитет ветеранов труда и тружеников тыла.

В составе Комитета работает комиссия возглавляемая Э.Я. Затицким, которая в течении ряда лет ищет формы работы с ветеранскими организациями предприятий, пытается наладить связи с городским Советом ветеранов, районными советами, с тем чтобы была большая возможность влиять на уровень работы ветеранских организации различных сфер деятельности. К сожалению, надо отметить то, что случилось со значительным количеством, особенно промышленных предприятий, организаций в  области машиностроения, приборостроения, электроники и т.д. Некоторые прекратили  свое существование, а другие резко сократили производство, тем самым практически разрушили социальную базу, а отсюда и внимание к своим ветеранам. Все это создает серьезные трудности в работе комиссии, хотя есть и обнадеживающие примеры.

Комитет Жителей блокадного Ленинграда возглавляет в Совете Л.М. Смирнова. Людмила Михайловна – Герой Социалистического Труда, заслуженный учитель.

Многие годы посвятили работе в ветеранской организации: Г.П. Яроцкая, Н.В. Сазонова, Н.Е. Стриженкова, В.И. Теряев, А.Д. Калашников, Н.А. Савина, Т.Я. Улыбина, Т.И. Еверестова и многие др.

Эти люди в самые сложные девяностые годы решали совместно с районными советами, первичными организациями, совершенно конкретные задачи: гуманитарная помощь в виде одежды, продуктовых наборов, распределение и раздача бытовых электроприборов, предоставленных торговыми сетями «Дикси» металлической посуды АО «Металлопосуда» и многое другое, работа с письмами и обращениями граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

И сегодня, подводя некоторые итоги работы в области социальной защиты прав старшего поколения все же надо отметить определяющую роль Комитета по социально-бытовым вопросам, решения которых обсуждались на уровне комитета, а в ряде случаев выносились на обсуждение и принятие решений на собраниях Совета, заседаниях президиума, круглые столы, совещания, которые проводили с участием руководителей правительства города и, в определенной степени, влияли на принимаемые законы, постановления, особенно на региональном уровне. Этим самым удавалась поддерживать качество жизни ветеранов нашего города. Со всей определенностью могу утверждать, что многие вопросы в области социальной защиты ветеранов понимались и поддерживались Правительством, Законодательным собранием, Комитетами и другими властными структурами. В числе других заслуживает внимания ведущая роль Комитета по социальной политики Правительства Санкт-Петербурга во главе с А.Н. Ржаненковым – человека ответственного, болеющего всей душой за решение многих острых социальных вопросов. По сути дела, все что позитивного удалось достичь, помогая оперативно ветеранам в сложных экономических и социальных обстоятельствах большая заслуга председателя Комитета.

Безусловно, многие, особенно кардинальные проблемы, влияющие на уровень жизни ветеранов не могли быть решены без тесного контакта ветеранской организации с руководством города, понимающего важность и остроту ряда проблем и поддерживающих принимаемыми решениями качество и уровень жизни старшего поколения. Конечно, здесь важна роль губернатора города Г.С. Полтавченко и ранее руководивших городом В.А. Яковлева, В.И. Матвиенко, их заместителей и руководителей всех структурных подразделений Правительства г. Санкт-Петербурга. За прошедшие годы, используя свои формы и методы работы, влияя на властные структуры страны и города, Совету Организации ветеранов удалось во многом повлиять на улучшение уровня и качества жизни старшего поколения. Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в стране, и то огромное негативное давление на наше государство извне, придется решать еще более сложные задачи и здесь все ветеранские организации должны определить свое место и роль в этой работе на предстоящие годы. Но всегда для нас главной задачей остается – защита социально-экономических прав старшего поколения.

Л.Г. Баранов, заместитель председателя
Совета организации ветеранов